Композиция

Когда эскиз готов, приступаем к переносу его на основной лист. Для этого можно разделить эскиз по вертикали и горизонтали пополам (провести линии) и то же сделать на основном листе, затем по ключевым точкам максимально точно найти главные очертания объемов.

Если точно выдержаны эскизные пропорции, эскиз можно отложить и далее работать уже с натуры, первым делом уточнив контура. Для уточнения все главные пропорции надо промерить при помощи карандаша. Взяв карандаш в вытянутую руку и закрыв один глаз ( одним глазом мы видим плоско, необъемно), наставить его на объект изображения и, передвигая большой палец вверх-вниз по карандашу, совместить его с интересующим нас в данный момент отрезком; не смещая палец, переместить карандаш на другой интересующий нас отрезок и сравнить, сколько раз первый уместится во втором.

Например, высота головы уместится в высоте всего торса полтора раза — значит, и на нашем рисунке мы должны добиться такой же пропорции. Разумеется, мерить надо не только по высоте, но и по ширине, и обязательно какую-то высоту (той же головы, например) сравнить с шириной (от плеча до плеча), так мы максимально точно сможем передать очертания основных объемов. Чем больше мы сравним разных частей изображения друг с другом, тем точнее будет наш рисунок.

Цель этого этапа рисования - грамотно скомпоновать или, другими словами, разместить рисунок в формате листа наиболее гармонично, так, чтобы не возникало желания что-то передвинуть или срезать края. Если композиция хороша, весь рисунок смотрится красиво, поэтому подготовке эскиза и этапу композиционного размещения надо уделить серьезное внимание. На этом этапе работа идет в основном линией, сначала мягкой, широкой, приблизительной, и более точной в конце работы.