Построение головы

Основные оси определены, и границы главных плоскостей тоже. Можно переходить к дальнейшему «построению» головы.

Под этим определением скрывается следующее: поиск опорных точек, обязательно парных, правой и левой, и наложение их на объем, т.е.объемно-пространственное моделирование головы. На этом этапе от декоративно-плоскостного взгляда на натуру мы должны переходить к объемно-пространственному. Значит, кроме линии, надо использовать и тон, т.е., работу штрихом.

Наметив границы теней, закрываем эти участки штрихом. Делать это надо методично: вначале всю теневую область, затем небольшие участки теней в световых зонах (например, боковая и нижняя площадки носа, глазницы и т.п.), сравнивая их между собой. Штрих укладывается в несколько слоев. В хорошем длительном рисунке этих слоев очень много, верхние как бы лессировками перекрывают нижние, обогащая и усложняя тональное насыщение теней и полутонов.

В первых прокладках теней карандаш лучше располагать под небольшим углом к бумаге, идти мягко, оставляя полурастушевочные длинные штрихи, чтобы можно было быстро закрыть все теневые участки формы, а также пространство вокруг головы.Закрыв теневой участок, тут же уточняем границы теней. Попутно размещаем более мелкие формы лица на подготовленных для этого участках. Например, сначала надо наметить глазницы в целом, а уже после этого можно приступать к размещению в них самих глазных яблок и всего, что с ними связано, - век, слезника, внутренней глубины глазницы и т.д.

Еще на этапе эскизирования надо решить, где будет располагаться композиционный центр, т. е., тот участок рисунка, который будет наиболее контрастным. Как правило, это диктуется натурой, освещением и достаточно очевидно; если же нет, надо самому решить, где будет этот главный контраст. Именно здесь наиболее сильно выражен объем и здесь должны быть наиболее светлые и наиболее плотные участки тона.