Поиск осей

Разместив голову в листе,приступаем к третьему этапу работы.

В первую очередь, немного подробнее уточняем абрис рисунка, макушки головы, масс волос, побородка, ушей, нижней челюсти, шеи, плечевого пояса, чтобы в этих, более точных, границах искать «крестовину», так называемую вертикальную и горизонтальную оси. В действительности, их положение сложнее чем горизонталь и вертикаль, т.к. голова обычно бывает в некотором наклоне или повороте, «ракурсе».

Итак, вертикальная ось проходит по следующим точкам: центр лба вверху, на линии границы волос, и внизу на середине подбородка, а также на макушке головы. Проводим по этим трем ориентирам линию, выгибая ее более или менее в зависимости от ракурса.

Горизонтальная ось получается из точки межбровья, верхушек ушей, внешних точек бровей. Объединяем их линией, так же более или менее изогнутой.

Дальше ищем главные пропорции лица. По вертикали это - граница лба и волос, нижний край глазницы, основание носа, углы рта, граница нижней губы, зоны рта и подбородка, шеи на границе с грудной клеткой. По горизонтали - внутренние и внешние края глазницы, носа, рта, скуловых костей, фронтальной и боковой поверхности щеки, подбородка и лба. На территории черепной коробки найдем плоскости, соответствующие плоскостям обрубовочной головы.

Уже на этом этапе пора переходить к объемному, пространственному восприятию натуры. Значит, линии, которыми мы обозначаем границы форм, не должны быть одинаково жесткими, "проволочными", а иметь градации от нежных, мягких до активных, жирных, в зависимости от расположения в пространстве. Если в должной мере использовать разницу в нажиме и толщине линий, то рисунок будет смотреться объемно даже на этой стадии, когда еще нет тональных отношений.