Моделировка объема

Подготовительная работа проделана; мы видим легкое по нажиму, но согласованное по тону  уже объемно смотрящееся изображение нашей модели.

Теперь надо двигаться дальше и начинать работу по частям, идя от наиболее заметных и контрастных к второстепенным, малоконтрастным и более далеким от нас, стараясь подробно вылепливать каждый участок лица и головы. Предстоит тонкий, внимательный разбор частей лица, базируясь на опыте предыдущих рисунков со слепков частей лица головы Давида работы Микеланджело, обрубовки головы и других штудий.

Можно выделить некоторые планы лица. В области лба это планы, соответствующие фронтальной и боковой поверхностям, в области носа - разделение на фронтальный, боковые и нижний планы. Для зоны рта это центральная поверхность фильтра и верхней и нижней губы, боковые планы рта и нижний, граничащий с подбородком. Подбородок, в свою очередь, делится на передний, боковые и нижний планы. Боковая височная часть лба ниже, огибая глазницу, переходит к скуловому и щечному отделам и еще ниже примыкает к подбородку.

Здесь происходит наиболее важное деление на боковые и фронтальный планы всего лица.

Мозговой отдел головы, черепную коробку, так же можно разделить на фронтальную, верхнюю и боковые поверхности, они в свою очередь делятся на дополнительные переходные планы. Локоны волос еще более усложняют работу, но если думать о направлении света и помнить планы головы, то можно вылепить и локоны, укладывая их в соответствии с поворотами к свету.

Чтобы не раздробить рисунок, сначала надо затонировать теневые зоны, а светлые оставить «на потом», пока в должной мере не заработают тени. Больше внимания надо уделить переходным зонам от света к тени, где и находятся основные контрасты, поточнее промоделировать наиболее заметные из них.

Ища границы встречи разных пространственных планов, «границы форм», сразу же надо подбирать необходимую тональность, сравнивая насыщенность каждого участка между собой, выделяя наиболее контрастные и подчиняя менее значительные.

Главные тональные отношения сложились, но в более светлом тональном ключе. Выбрав те области рисунка, где должны быть главные контрасты, пора приступать к активному насыщению их тоном, прорабатывая более мелкие формы. Если вначале это была большая область тени вообще, то теперь она усложняется: наибольший нажим должен быть на переходе к свету, затем некоторое ослабление тона в рефлексовых участках, а области падающих теней вновь с сильным нажимом.

Штриховая работа требует постоянного сравнения тональной насыщенности разных участков, граничащих между собой и удаленных друг от друга. Пользоваться ластиком надо осторожно, стараясь не разрушать ткань рисунка, лишь слегка ослабляя пережатые места, но не стирая все до белого листа. Изображение надо лроявлять постепенно, постоянно сравнивая и удерживая тональный баланс, усиливая тон в одном месте, добавлять нажим и в других, близких тонально. Таким образом можно избежать крупных ошибок, и корректировка ластиком будет минимальна.